fedorova-s-v.ru

Живите в радости!

технологии

В настоящее время в педагогической науке и практике большое внимание уделяется внедрению в обучение младших школьников различных форм организации учебно-воспитательного процесса, среди которых особое место занимают экскурсии (от лат. excursio – поездка). В ходе их проведения ученики I — IV классов проводят наблюдения, непосредственно изучают различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивают свою познавательную активность.
Экскурсии оказывают положительное влияние на поддержание интереса к учению, предоставляют учащимся возможность самостоятельно открывать новое знание, помогают им лучше понять учебный материал, осмыслить, усвоить его, прочно запомнить, овладеть навыками исследовательской и практической работы по сбору и систематизации материалов об изучаемом объекте.
Экскурсия может проводиться как во время урока (урок-экскурсия), так и вне, являясь самостоятельной формой или разновидностью внеурочной работы. Ее содержание определяется учебной программой. Местом проведения может быть школьная площадка, приусадебный участок, городской парк, лес, магазин, улица, предприятия города и т.д.
Проведение экскурсий обеспечивает здоровьесберегающее обучение: они освобождают учащихся от длительного сидения за партой, снимают статическое напряжение, открывают возможности для проявления эмоций и более свободного общения, чем в классе.
Начальный курс математики нацелен не только на создание прочного фундамента для дальнейшего обучения предмету, но и на практическое использование полученных знаний в повседневной жизни. С этой точки зрения математическая экскурсия является эффективной формой организации учебного процесса.
Важным результатом проведения математических экскурсий является приобретение обучающимися практических навыков работы вне класса, направленных на глубокое понимание и осмысление изучаемого материала. Младшие школьники учатся важнейшим умственным действиям – смотреть и наблюдать, анализировать увиденное, рассуждать и договариваться, что способствует повышению мотивации, интереса к изучению математики [4, 239].
Математические экскурсии развивают все виды универсальных учебных действий (УУД).
В ходе экскурсии младшие школьники рассматривают и анализируют факты и явления окружающей действительности, ищут необходимую математическую информацию в окружающем мире, расширяя математический кругозор, обрабатывают полученные сведения, анализируют и обобщают полученные данные, что способствует развитию познавательных УУД.
При подготовке к урокам-экскурсиям ученики I — IV классов работают в парах и группах, что подразумевает сотрудничество и, как следствие, развитие коммуникативных УУД.
В ходе экскурсии обучающиеся планируют совместную деятельность, самостоятельно учитывают выделенные учителем ориентиры, направления действия в новом учебном материале, кроме того, самостоятельно оценивают правильность выполнения действия. Значит, речь может идти о развитии регулятивных УУД.
Знакомство с математическими гранями мира способствует самоопределению, выбору будущей профессии, формированию мотивации к учению, т.е. развитию личностных УУД.
Рассмотрим основные этапы проведения урока-экскурсии по математике.
Подготовительный этап. Доэкскурсионная подготовка проходит в классе. Этот этап включает: вводную беседу учителя; актуализацию опорных знаний обучающихся; целевые установки (обучающую и воспитательную).
Основной этап (проведение экскурсии). На этом этапе осуществляется коллективное наблюдение, работа в группах, самостоятельная работа учащихся. Учащиеся отчитываются о результатах исследования, отвечая на вопросы: «Что наблюдали? Что нового для себя открыли?».
Постэкскурсионный этап предполагает применение сведений, полученных на экскурсии, при изучении тех или иных понятий на уроках, обработку экскурсионного материала. Он заключается в выполнении проектов; представлении результатов о проделанной работе в виде устных и письменных отчетов по экскурсии, рисунков, презентаций, таблиц, схем и т.п.; подведении итогов. Младшие школьники могут работать как в группах, так и индивидуально [3].
Учитель может планировать математические экскурсии по своему усмотрению. В ходе их проведения ученики могут собирать материал для счета; создавать из любых имеющихся предметных материалов геометрические фигуры, цифры, знаки; делать рисунки на земле, снегу, асфальте и т.п.; выполнять практические работы и исследования.
В таблице приведены примеры тематических экскурсий по математике в начальной школе.

Тематические экскурсии по математике в начальной школе
Тема урока Основные понятия Место проведения
Пространственные отношения Вверху, внизу, слева, справа, впереди, позади, между и др. Парк, улицы города, двор жилого дома
Сравнение предметов Длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже и др. Магазин тканей, стройматериалов, парк, улицы города
Линия, отрезок. Чертим и измеряем Прямая линия, кривая, пересекающиеся линии, замкнутая линия, незамкнутая линия. Отрезок, ломаная Школьная площадка
Измеряем длину ломаной.
Ломаная и ее длина. Способы нахождения длины ломаной Улицы города (маршрут: школа, магазин, детский сад, школа)
Вычисляем периметр фигуры
Периметр фигуры. Маршрут, маршрутная карта Улицы города (маршрут: школа, магазин, детский сад, школа)
Считаем стоимость покупки Сложение и вычитание «круглых» десятков Магазин
Измеряем величины Единицы измерения: литр, килограмм, объем, масса Магазин
Плоские и объемные предметы Плоский предмет, объемный предмет. Симметрия предметов В школе (внутри и снаружи), на почте
Придумываем задачи Задача. Условие задачи. Требование задачи. Решение задачи. Ответ задачи На природе (парк, детская площадка, улицы города и др.), в школе (библиотека, столовая и др.)
Углы Углы прямые, острые, тупые. Вершина и стороны угла Школьная площадка, парк, магазин стройматериалов
Измеряем и вычисляем расстояние Сантиметр. Метр. Километр. Путь следования Улицы города, парк, магазины тканей, стройматериалов
Вычисляем площадь Квадратный сантиметр. Квадратный метр. Квадратный километр. Площадь Школьная площадка, парк
Как вычисляли в Древнем Вавилоне и как умножали в Древнем Египте Математические знаки древних людей Библиотека
О симметрии Симметрия. Виды симметрии: осевая симметрия, переносная симметрия, поворотная симметрия. Паркеты Улицы города
Геометрические фигуры Треугольник, квадрат, круг, четырехугольник, прямоугольник Художественный музей
Разностное сравнение Отношения «больше на …», «меньше на …» Школьный сад
Экскурсии по математике превращают обычный урок в творческий процесс и формируют познавательную мотивацию младших школьников, способствуют как решению образовательных задач урока, так и активизации познавательной деятельности младших школьников.
Применение современных информационно-коммуникационных технологий в процессе проведения уроков-экскурсий по математике позволяет достигать метапредметных и личностных результатов, эффективно формировать УУД младших школьников. Экскурсия, сочетающая рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала (фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей), носит название интерактивной, или виртуальной. Речь идет об организационной форме обучения, отличающейся от традиционной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого места (страна, город, национальный парк, музей, курорт, производственный объект и т.п.)
Виртуальной экскурсию делает интерактивный способ ее просмотра. Обучающиеся имеют возможность «отправиться» в любое место, представленное в данной экскурсии, самостоятельно выбирая последовательность и точки осмотра, а также разную дополнительную информацию (изображения, тексты, звук или видео по теме экскурсии).
В обучении младших школьников необходимо учитывать, что современному ученику намного интереснее воспринимать информацию с помощью компьютерных технологий, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Важно, чтобы на уроках математики информация была представлена не статичной картинкой, а динамичным видео и звукорядом. Это значительно повысит познавательный интерес учащихся и эффективность усвоения математического материала.
Овладение математическими понятиями и их систематизация во время просмотра виртуальной экскурсии проходит эффективно, так как в ее сюжете особо выделяется именно та информация, которую должен усвоить ребенок.
При этом важно заострить внимание учеников на окружающем мире, предметах, формах. Можно использовать виртуальные экскурсии по местам, которые они посещали ранее, которые произвели на них благоприятное впечатление и оставили какие-либо хорошие воспоминания.
Сначала младшие школьники принимают участие только в виртуальном путешествии, но в дальнейшем они и сами могут создавать экскурсии виртуального характера на ту или иную математическую тему. Такая работа способствует формированию умений планировать свою работу, требует поиска и подготовки фотографий и видеосюжетов, определения и изучения маршрута экскурсии, систематизации и обобщения собранной информации, подготовки текстов, создания мультимедийных презентаций, а также осуществлению рефлексии своей деятельности. Таким образом, работа по подготовке виртуальной экскурсии способствуют формированию всего комплекса УУД, развитию у обучающихся важных личностных качеств.
Используя виртуальные экскурсии как форму проведения учебных занятий, учитель продумывает возможность их применения в конкретном разделе имеющейся программы. Большую роль в активизации познавательной деятельности младших школьников в ходе виртуальной экскурсии играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с программным математическим материалом, но и занимаются активным исследованием, поиском необходимой для изучения и анализа информации [2]. Это достигается путем постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо выполнением творческих математических заданий.
Рассмотрим несколько вариантов виртуальных экскурсий, которые могут быть использованы на уроках математики в начальной школе.
Город в числах
Экскурсия предполагает просмотр видеофрагмента о каком-либо городе, после чего учащиеся составляют и решают задачи о данном городе. В результате развивается навык решения арифметических задач, внимание и воображение.
Симметрия в окружающем мире
Виртуальная экскурсия предполагает работу с видео фрагментом, который содержит информацию об архитектурных объектах какого-либо города, имеющих ось симметрии. На экран интерактивной доски проецируются фотографии соответствующих объектов. С помощью линейки учитель или учащиеся показывают ось симметрии на экране. Кроме того, можно раздать младшим школьникам фотографии с изображением объектов, имеющих ось симметрии, и попросить найти ее с помощью линейки и карандаша.
Построим город
В ходе изучения геометрического материала можно использовать виртуальную экскурсию, в которой показан городской быт. Учащимся предлагается построить такой же город с помощью известных им фигур, используя карандаш и линейку.
Когда часы двенадцать бьют
Младшие школьники участвуют в виртуальной экскурсии по обычной квартире, в каждой комнате которой встречаются часы: электронный будильник, часы с кукушкой на стене, детские часы (на руке ребенка), взрослые (на руке мамы), песочные часы (на кухне), карманные часы (на цепочке у дедушки) и т.п. Таким образом, ученики не только изучают различные виды часов, знакомятся с циферблатом, но и осознают важность часов в повседневной жизни.
Путешествие в древность
Для изучения математических знаков Древнего Египта, Индии, Китая и т.д. целесообразно использовать видеофрагменты и фотографии по данной тематике.
Линии
Виртуальная экскурсия на выставку картин с использованием видеофрагментов и фотографий по данной тематике. Учащимся предлагается найти на картинах замкнутые и незамкнутые линии, прямые и непрямые линии.
Придумываем задачи
Виртуальная экскурсия по реальному объекту (страна, город, парк, лес, музей, курорт, завод и т.п). Учащиеся придумывают задачи по конкретной теме с использованием наблюдаемых на экскурсии предметов (дома, деревья, памятники, животные и др.). В результате у младших школьников совершенствуются умения решать текстовые задачи, развиваются внимание и творческое воображение.
Нестандартно подойти к проведению математической экскурсии, в том числе и интерактивной, позволяет использование квест-технологии. Математический квест превращает данный вид работы в увлекательное путешествие. Квест-экскурсия по математике содержит в себе элементы обычной экскурсии (определенная тема, заранее спланированный маршрут и зрелищность) и игры (математические задания, в том числе, на смекалку, практического характера и др.). В квест-экскурсии, как правило, участвуют несколько команд, которые, проходя по определенному маршруту, посещают «станции», где и выполняют различные познавательные или творческие задания [1]. Организация математической экскурсии с использованием квеста как активной игровой технологии положительно влияет на интеллектуальную и эмоциональную сферу обучающихся, делает процесс обучения более эффективным, интересным, качественным, результативным.
К подготовке и организации виртуальных экскурсий можно привлекать младших школьников и их родителей, которые могут подобрать видеофрагменты, фотографии по заданной теме. Ученики, проводя видеосъемку, делая фотоснимки, обрабатывая полученные данные, учатся работать с информацией.
Использование виртуальных экскурсий помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. В процессе интерактивного урока-экскурсии учитель организует наблюдения учащихся и их самостоятельную работу, консультирует, создает условия для формирования всех универсальных учебных действий. Математическая экскурсия позволит освоить способы решения практических задач, для которых математические знания выступают надежным инструментом, а также будет способствовать формированию познавательного интереса младших школьников.
Использованная литература
1. Литова З.А. Деловые игры в учебном заведении. Курск, 1996.
2. Маклаева Э.В., С.В. Федорова. Организация продуктивной деятельности студентов средствами математики // Синергия. 2016. №2 (4).
3. Смолеусова Т.В. Уроки-экскурсии по математике в начальной школе: методическое пособие. М., 2005.
4. Федорова С.В., Э.В. Маклаева. Способы организации рефлексивной деятельности младших школьников при выполнении учебных проектов // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сборник научных трудов. Ялта, 2017.

Обновлено: 09.11.2018 — 16:31

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

fedorova-s-v.ru © 2018